Геннадий ГЛАДКОВ
композитор, народный артист России
БИОГРАФИЯ
 
Геннадий Игоревич ГЛАДКОВ — советский и российский композитор, педагог, народный артист России.

Геннадий Гладков родился 18 февраля 1935 года в Москве. У дверей роддома встречал новорожденного и его мать Елену Степановну целый оркестр! Это не удивительно, ведь появился маленький Гена в музыкальной семье. Его дедушка играл на разновидности русской гармони с колокольчиками, под которую исполняла народные песни знаменитая советская певица Лидия Русланова. А отец Игорь Иванович состоял баянистом в легендарном джазовом ансамбле Александра Цфасмана и отметить рождение первенца пригласил своих коллег. Так что судьба Геннадия Гладкова была предопределена…

Дом, где жила семья, находился рядом с МХАТом, и маленький Гена не раз пересмотрел весь его репертуар. Вдохновляясь выступлением актеров на сцене, мальчик давал собственные концерты с аккордеоном на семейных праздниках и в собственном дворе. И, пожалуй, он еще сам не понимал, что, продолжая ту или иную популярную мелодию, играя ее по-новому, так, как слышалась она только ему одному, он прокладывал дорогу к самому себе, к тем мелодиям, про которые сегодня можно безошибочно сказать: "гладковские". Однако серьезно заниматься музыкой времени не было: Геннадий был старшим в семье, поэтому в первую очередь приходилось думать не о себе, а значит, не о музыке.

После 7-го класса юный Гладков поступил в химический техникум, окончил его, некоторое время работал в НИИ красителей, где участвовал в организации музыкальных вечеров, самодеятельных ансамблей, все яснее осознавая, что без музыки его жизнь состояться не может.

В 1959 году Геннадий Гладков поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского. По классу композиции он учился у В. Г. Фере. Еще будучи консерваторцем, начал активно писать музыку для театра и научно-популярного кино. На "Центрнаучфильме", он прошел солидную школу, работая почти всегда с большим симфоническим оркестром. Постепенно музыка в синтетических жанрах, рожденных ХХ веком, — мультфильм, теле- и кинофильм — стала основной стезей композитора.

Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства Василию Ливанову. Именно он привлек Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой "Самый, самый, самый". А еще раньше Гладков дебютировал у Ливанова и как театральный композитор в его дипломной режиссерской работе в Щукинском училище — спектакле по "Трем толстякам" Юрия Олеши. Проснулся знаменитым Геннадий Гладкова в тот день, когда на советских экранах в 1969 году появилась музыкальная мультипликационная лента "Бременские музыканты", сразу ставшая визитной карточкой композитора и его соавторов — Василия Ливанова (сценарий), Юрия Энтина (стихи к песням), Инессы Ковалевской (режиссерская работа). Кстати, Геннадий Игоревич стал и композитором, и исполнителем, хотя в титрах не указан. Именно Гладков озвучивал короля в песенке королевской охраны, более известной под названием "Ох, рано встает охрана!".

Примерно тогда же театральные возможности молодого композитора по достоинству оценил Марк Захаров, в то время режиссер Московского театра сатиры. Один за другим на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова: "Проснись и пой" (1970), "Темп-1929" (1971), "Чудак-человек" (1973). В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета, такие как "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Дульсинея Тобосская". Теперь, даже учитывая абсолютно разный режиссерский почерк постановщиков, критика заговорила о "театре Гладкова". И подтверждением этому стали спектакли Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленные Марком Захаровым, — "Автоград-XXI" (1973), "Тиль" (1974), "Жестокие игры" (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена "Дороже жемчуга и злата" в "Современнике".

В 1983 году москвичи услышали со сцены театра первую оперу, либретто к которой написал Гладков — "Старший сын". В 80-е годы ХХ столетия Гладков писал музыку для балетов ("Вий", "12 стульев"), оперетт ("Собака на сене") и мюзиклов ("Дон Жуан"). А современные мюзиклы композитор называет "техниклами" за избыток декораций и технических наворотов и дефицит искусства и душевности.

Геннадий Гладков много пишет для кино. С одним только Марком Захаровым, которого он считает своим главным режиссером и единомышленником, сделаны "12 стульев" (1977), "Обыкновенное чудо" (1978), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Формула любви" (1984), "Убить дракона" (1988). Композитор не скрывает своего тяготения к острозрелищным жанрам и формам в соответствующем экранном воплощении: "Дон Сезар де Базан" (1989), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), песня из которого практически стала гимном кино. Иногда на экран переходят его сценические работы: например, "Дульсинея Тобосская" (1980) — один из самых любимых фильмов композитора. Иногда наоборот — из кинематографа тот или иной сюжет попадал на сцену, как было с "Собакой на сене" (1977) и многими другими произведениями. В картинах, над которыми работал композитор, музыка является одним из основных компонентов, решает драматургические задачи ("Сватовство гусара", "Дульсинея Тобосская", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви" и др.). И даже в тех фильмах, где лишь несколько вокальных номеров, музыка так же слышна и важна.

В киномузыке Гладкова есть особое, свойственное ему качество, которое критика однажды определила как "ироническая лиричность". Таковы "Джентльмены удачи" (1971), "Точка, точка, запятая..." (1972), "Ты — мне, я — тебе" (1976) и др. Эти же качества музыки свойственны и музыкальным комедиям, написанным композитором специально для музыкального театра: "Желтый дьявол", "Старик Хоттабыч"…

Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 1990–2005 годах композитор пишет музыкальную комедию для петербургского Открытого театра "Адъютант Его Величества"; балет "Танец дьявола", основанный на сюжете гоголевского "Вия" (хореограф Л. Лебедев); мюзиклы: "Йоахим-Лис — детектив с дипломом" (для театра "Детектив"), "На бойком месте" и "Сватовство по-московски" по А. Н. Островскому; музыку к спектаклям "Дорогая Памела", "Мужской сезон", "Сильвия", "Сирано де Бержерак", "Ура, король!", "Приключения Красной Шапочки".

Совершенно по-особому складываются у Геннадия Гладкова отношения с детской аудиторией. Тут даже непонятно, кто взрослей: известный композитор или дети, которые пришли его слушать. Помимо принесших ему широкую популярность песен из мультипликационных фильмов "Бременские музыканты", "По следам Бременских музыкантов", "Как львенок и черепаха пели песню", "Голубой щенок", "Зарядка для хвоста" и многих других, дети сразу подхватывали его "Поэму о пионерке" на стихи Э. Багрицкого, "Спор о спорте" на стихи Ю. Энтина, песни из цикла "Белый Север" на стихи М. Пляцковского и многое другое, написанное с трогательной любовью и самоотдачей. С 1992 по 2001 год Геннадий Гладков ежегодно писал детские мюзиклы для Кремлевской елки.

Геннадий Гладков постоянно сотрудничает с поэтами Ю. Энтиным, Ю. Кимом, Д. Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни ("По следам Бременских музыкантов", "Голубой щенок", "Когда безумствует мечта", "Дульсинея Тобосская", "Формула любви").

С 2007 года композитор постоянно работает с белорусскими постановщиками Анастасией Гриненко и Дмитрием Якубовичем: сначала в рамках Белорусского государственного академического музыкального театра и Белорусской государственной филармонии, затем с 2013 года — в совместно созданном в Минске театре "Территория мюзикла", официально носящим его имя.

Г. И. Гладков — народный артист РФ (2002), заслуженный деятель искусств РСФСР (1988), лауреат премии Москвы. Он является обладателем двух призов Российской академии кинематографических искусств и наук "Ника" за лучшую музыку к фильму "Убить дракона" (1987) и мюзиклу "На бойком месте" (1999). Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002). Член Союза кинематографистов РФ и Союза композиторов РФ.

Живет и работает в Москве.

РЕПЕРТУАР
Опера "Старший сын", балеты "Вий", "Двенадцать стульев", "Возвращение Одиссея", оперетты "Жёлтый дьявол" "Собака на сене", мюзиклы "Бременские музыканты", "Темп-1929", "Дульсинея Тобосская", "Тиль", "Хоттабыч", "На бойком месте" (всего более 30 мюзиклов), музыкальные сказки "Голубой щенок", "Маша и Витя против "Диких гитар"", "Как львёнок и черепаха пели песню",

Симфония, Концертино для трубы с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Концертино для баяна и оркестра народных инструментов, Пассакалия для оркестра, сюиты "День в походе", "Спор о спорте", кантата "Поэма о пионерке", камерная, хоровая музыка, вокальные циклы "Всё в порядке", "Поезд памяти".

Музыка к кино и телефильмам:
1970 — Обратной дороги нет
1970 — Шаг с крыши
1971 — Джентльмены удачи
1971 — Пропажа свидетеля
1972 — Включите северное сияние
1972 — Ночной мотоциклист
1972 — Стоянка поезда — две минуты
1972 — Точка, точка, запятая
1973 — Бесстрашный атаман
1973 — Товарищ бригада
1974 — Проснись и пой (используемая музыка)
1974 — Люди и манекены
1974 — Сергеев ищет Сергеева
1975 — Новогодние приключения Маши и Вити
1975 — Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?!
1976 — От и до
1976 — Ты — мне, я — тебе!
1977 — 12 стульев
1977 — Собака на сене (композитор, музыка песен)
1978 — Голубка
1978 — Обыкновенное чудо
1978 — Пока безумствует мечта
1979 — Жил-был настройщик
1979 — Сватовство гусара
1980 — Благочестивая Марта
1980 — Дульсинея Тобосская
1980 — Таинственный старик
1981 — Вакансия
1982 — Берегите мужчин!
1982 — Не хочу быть взрослым
1983 — Дом, который построил Свифт
1984 — Очень важная персона
1984 — Формула любви (композитор, актёр)
1985 — Гум-гам
1985 — После дождичка в четверг
1987 — Забавы молодых
1987 — Человек с бульвара Капуцинов
1988 — Убить дракона
1989 — Две стрелы. Детектив каменного века
1989 — До первой крови
1989 — Дон Сезар де Базан (вокал, композитор)
1989 — Князь Удача Андреевич
1990 — Однажды вечером (используемая музыка)
1991 — Расстанемся — пока хорошие
1991 — Чокнутые (музыка песен, композитор)
1992 — Тартюф
1993 — Завтрак с видом на Эльбрус (композитор)
1994 — Охота
1997 — Дон Кихот возвращается (композитор, вокал)
1998 — На бойком месте
2000 — Бременские музыканты и компания (используемая музыка, композитор)
2000 — Новые бременские
2003 — Кармен.
Упоминания в прессе
КОММЕНТАРИИ