Афиша премьер
21.06.2016

Для тех, кто не уехал в отпуск: обзор спектаклей, поставленных под занавес театрального сезона 2015/2016


"Любовь и смерть", Большой театр Беларуси


История самопожертвования во имя любви


Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси завершает 83-й сезон премьерой спектакля "Любовь и смерть" на музыку азербайджанского композитора Полада Бюльбюль оглы. Постановку доверили молодому хореографу Ольге Костель. В основу балета лег древнетюркский эпос "Книга моего деда Коркута". Это история любви молодого юноши Азера и девушки Байджан.


— Любовь и смерть, как две стихии, — белая и черная, которые всегда присутствуют в жизни человека, определяя его поступки. И мы не можем повлиять на них. Помимо истории любви я решила рассказать о культуре и событиях того времени — Великом переселении народов, которое происходило в VI веке, — пояснила постановщик свое прочтение произведения.


Партии главных героев исполняют несколько составов: семь Азеров и шесть Байджан. Для молодой балерины Виктории Тренкиной это первая большая роль.


— Во время репетиций педагоги шутили, что у меня есть восточные корни. Много работала над образом. Важно было провести и не потерять эмоциональную линию через весь спектакль. А это непросто. Хотя я довольно быстро освоила хореографию, сложности возникли с дуэтными танцами, — рассказала Виктория о подготовке к премьере.


На протяжении всего действия на сцене находится огромное древо жизни — это основная декорация (сценография Александра Костюченко). В зависимости от сюжетной линии оно меняет цвет: от насыщенно-зеленого до багрово-красного. В финале дерево расцветает, символизируя этим вечную любовь.


«Любовь и смерть», Большой театр Беларуси


Ближайший показ спектакля "Любовь и смерть" — 28 июня.

"Клеопатра", Музыкальный театр


Несколько лет из жизни роковой царицы Египта


Сцена радует глаз: красочные декорации Инары Аслановой (Азербайджан) грамотно подсвечиваются, полуобнаженные танцовщики кажутся сошедшими со знаменитых египетских фресок. В первом акте балета Гельсят Шайдуловой (Россия) мы видим Клеопатру-власть, во втором — Клеопатру-любовь. В заглавной роли — восходящая звезда Музыкального театра Александра Раковская. Стареющего, но еще величественного Юлия Цезаря сыграл Сергей Глух, а пылкого Марка Антония — Тимофей Войткевич. Персонажей в спектакле очень много — гораздо больше, чем танцовщиков труппы классического балета. Амазонки, пастухи, бедуины, жрицы, легионеры, виноградари, сатиры, весталки… Артисты переодеваются по многу раз, сцена густо населена — мы и впрямь окунаемся в атмосферу Древнего Египта.


Зрелищность постановки обусловила музыка Гельсят Шайдуловой, словно наполненная солнцем и ветром. Шайдулова — автор симфонических и камерных произведений, она сочиняет песни, романсы, хоровые циклы, музыку для детей… А вот балетов пока не было. "Клеопатра" — первый. Задача перед композитором стояла сложная: и восточный колорит привнести, и уйти от архаики.


Появление в Минске балета "Клеопатра" инициировано самим Музыкальным театром Беларуси. Это можно назвать рискованным экспериментом, а можно — "безумством храбрых". Ведь предыдущая хореографическая постановка, в которой действует Клеопатра, относится к началу ХХ века, когда по заказу Дирекции императорских театров Антон Аренский написал балет "Египетские ночи", а ергей Дягилев свозил его в Париж.


— В прошлом году вместе с директором Александром Петровичем мы отправились в Москву, где и состоялось наше знакомство с композитором, профессором ГИТИСа Гельсят Шайдуловой, — рассказал худрук Музыкального театра Адам Мурзич. — Знакомство продолжилось постановкой в нашем театре мюзикла Шайдуловой "Приключения Кая и Герды" ("Снежная королева").


— Получив от минского театра предложение написать "Клеопатру", я сразу же согласилась, — вступает в разговор заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. — И тут же стало страшно: раньше я в таком жанре не работала. Силы мне придало то обстоятельство, что театр пригласил ставить балет народную артистку Азербайджана Медину Алиеву.


С хореографом Алиевой БГАМТ начал сотрудничать шесть лет назад. Бакинка участвовала в воплощении на сцене нашего театра азербайджанской классики — комедии "Аршин мал алан", а в начале 2013-го поставила балет "Тысяча и одна ночь". И вот новый международный проект.


— Я долго искала такой хореографический стиль, чтобы у зрителя появились ассоциации с рисунками на египетских вазах, — говорит балетмейстер. — В качестве фирменного знака спектакля были выбраны так называемые ломаные позы.


Фирменным знаком можно назвать и то обстоятельство, что большинство создателей "Клеопатры" — женщины. Великолепна работа оркестра — так много сил в спектакль вложила дирижер-постановщик Марина Третьякова. Нет сомнений, Шайдулова, Алиева, Третьякова, Асланова и Раковская попали под обаяние царицы цариц и отдали ей дань своим искусством…

Оперетта "Бал в "Савойе", Музыкальный театр


Чувственность танца: фокстрот, пасодобль, аргентинское танго и венский вальс


Спектакль в постановке Анны Моторной таит несколько открытий. Во-первых, звучит музыка Пала Абрахама, которого в 1930-х называли крон-принцем оперетты, наследником великих опереточных королей Кальмана и Легара. Во-вторых, жанр, который никак не назовешь умным и глубокомысленным, обрел иронию и остроумие в репликах и диалогах, написанных Анной Моторной. В итоге получилась "белорусская версия" с оригинальной хореографией, зрелищной сценографией и дорогими костюмами в стиле "Великого Гэтсби". И надо сказать, все актеры, занятые в спектакле, умеют эти костюмы носить.


По сюжету, в гранд-отеле "Савой" по поводу закрытия кинофестиваля намечается большой бал. Церемония вручения главной премии, как всегда, — интрига. В невероятный круговорот фестивальных страстей попадают очаровательная певица Мадлен Тибо, ее находчивая подруга джаз-композитор Дэзи, респектабельный кинорежиссер и сценарист Аристид Дюбуа и другие участники событий.


За и против: классическая оперетта хороша, когда слаженно работают все винтики музыкального спектакля, и стоит одному элементу истощиться либо выбыть из игры, как постановка теряет зрителя.


Оперетта «Бал в “Савойе”», Музыкальный театр


Ближайший показ — 22 июня.

"Голубой щенок", театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла"


Антигламурный мюзикл для всей семьи о том, как сложно, но можно остаться собой вопреки обстоятельствам


Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин написали мюзикл "Голубой щенок" в год 40-летия одноименного советского мультфильма. Сюжетные коллизии строятся вокруг конкурса красоты для зверей.


Хореографию к спектаклю создает лауреат международных конкурсов, артист и руководитель "Территории мюзикла" Дмитрий Якубович:


— Гладков и Энтин изъясняются эзоповым языком. В "Голубом щенке" есть пародия не только на гламур, но и на все наше современное общество. Взрослые узнают в некоторых персонажах знакомые типажи современной поп-культуры и оценят тонкий юмор авторов. Самую юную публику заинтересуют экзотические звери и красочность всего действа, а школьники увидят в этом спектакле приметы своей жизни — зависимость от социальных сетей и одобрения окружающих.


Главную роль в мюзикле исполнят Александра Войцехович и Илона Казакевич.


— Мы создаем новое произведение, которое еще нигде не ставилось. Не одно поколение выросло на мультфильме "Голубой щенок", на пластинке с песнями из него, где персонажей озвучивали Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Александр Градский, которые не просто хорошо пели, а играли голосом, — говорит режиссер-постановщик мюзикла Анастасия Гриненко. — Поэтому у наших артистов сложная задача: не только следовать ноте партитуры, а искать и находить те особенности интонации, которые помогут выразить характеры персонажей.


«Голубой щенок», театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»


Премьера — 29 июня на сцене Дворца культуры профсоюзов.


Подготовили Инна КОРСАК, Светлана ШИДЛОВСКАЯ, Ирина ЮДИНА.

"Минский курьер". 21 июня 2016 года (№ 69). С. 13.