Готовится премьера шутовского рок-мюзикла "Страсти по Тилю"
03.06.2017

Театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла" представит премьеру шутовского рок-мюзикла Геннадия Гладкова "Страсти по Тилю" на сцене Дворца культуры профсоюзов 12 июня и 10 июля, сообщили корреспонденту агентства "Минск-Новости" в театре.


Сейчас идут завершающие репетиции, которые ведут режиссер-постановщик Анастасия Гриненко и хореограф Дмитрий Якубович.




…Полтора десятка артистов отрабатывают перед зеркалом каждое движение. В репетиционном зале — атмосфера бодрости и деловитости. Молодая энергия бьет через край, и режиссер с хореографом умело ею управляют. Идет прогон одной из первых сцен будущего спектакля — рождение Тиля.


— И раз — выпад, и два — выпад… Рука должна быть строго под углом сто тридцать пять градусов. Забыли? Пожалуйста, все сначала. Поехали!





Темп, ритм, перекаты артистов через спину, музыка, песня "Страна героем беременна…" — даже во время репетиции можно представить Фландрию XVI века. Свободолюбивые фламандцы — под властью испанского короля. В семье угольщика Клааса рождается Тиль по прозвищу Уленшпигель. Он смел, проворен, умен. Попадая в немыслимые передряги, всегда выходит победителем. Балагур и проказник, он шатается по Европе и говорит правду в лицо власть предержащим.


Во время небольшого перерыва удалось отбить режиссера-постановщика у артистов и поговорить о премьере.



— Тиль Уленшпигель, герой средневековых фламандских и немецких сказаний, известен прежде всего по роману Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле", — говорит Анастасия Гриненко. — В середине 1970-х это имя громко прозвучало в СССР благодаря режиссеру Марку Захарову, который начал работать в московском театре "Ленком" и заказал драматургу Григорию Горину пьесу про Уленшпигеля. Музыка и стихи к спектаклю "Тиль" писались прямо в процессе работы над ним. Единомышленниками Захарова стали композитор Геннадий Гладков и поэт Юлий Ким. Часть стихотворных текстов принадлежат Юрию Энтину и Евгению Евтушенко. Именно с "Тиля" началась история восхождения театра "Ленком", его слава. Что касается белорусского спектакля "Страсти по Тилю", то он в определенной мере оригинален, хотя драматургический материал, естественно, связан с той давней постановкой, которой уже нет в репертуаре "Ленкома".


— На минской афише мы видим слова: "По пьесе Григория Горина". Это значит?..


— …что мы сделали свою редакцию пьесы. В Москве шел драмспектакль с музыкой, а в Минске будет настоящий рок-мюзикл, хотя и в "шутовском колпаке". Будет много драйва, вокальных номеров-зонгов. В ткань спектакля "Страсти по Тилю" включена та музыка Геннадия Гладкова, которая не вошла в спектакль Марка Захарова. У нас действие лежит на музыке очень плотно. Тиль материализует мечту об истинном герое — человеке острого интеллекта и социальной отваги. Поэтому "Страсти по Тилю" — не только зрелище, но и злободневность. Серьезный материал преподносится в легкой форме. Это театральное размышление на тему выбора общественной позиции и типа общественного поведения в непростых исторических реалиях. О том, что такой герой, как Тиль, не устарел, говорит хотя бы тот факт, что Тиля можно сегодня встретить на самых разных театральных подмостках и в странах Европы, и в России, например в городе Орле.




Репетиция продолжается, и, чтобы не мешать постановщикам, следующие вопросы адресуем заместителю директора театра по развитию Ольге Николаевской.


— Кто еще работает над созданием рок-мюзикла "Страсти по Тилю"?


— Прежде всего назову сценографа Андрея Меренкова. Его оформление сцены навеяно творчеством нидерландского живописца Питера Брейгеля, — говорит О. Николаевская.



— Но это не буквальное погружение в эпоху, — уточняет собеседница, — а легкий намек на нее, тонкая стилизация, своего рода игра в средневековую Фландрию. Костюмы простых людей и знати, инквизиторов и их жертв, военных и мятежников создала художник Татьяна Лисовенко. Жанр спектакля диктует высокую динамику действия и частую смену образов артистов: костюмы трансформируются за считанные секунды, превращая одного персонажа в другого, причем прямо на глазах у публики. Для рок-мюзикла шьется около четырех десятков костюмов, некоторые — в стиле милитари.


— Кого из исполнителей увидим на премьере 12 июня?


— У Дмитрия Якубовича две роли — Тиля и его отца Клааса. По задумке режиссера, Тиль внешне и внутренне — прямое продолжение Клааса. Во втором случае, понятно, у артиста будет возрастной грим. Эдуард Вайнилович исполнит роль злодея Рыбника Иоста. Александр Осипец станет другом главного героя Ламме Гудзаком. Илона Казакевич появится в образах Неле и других девушек, которых Тиль встречает на своем пути.


— Ольга, пользуясь случаем, не могу не спросить о том, как сегодня живется одному из самых молодых театров Минска.


— Начну с цифр. Творческое объединение "Театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла" завершает свой четвертый сезон и готовится к пятому. В репертуаре — семь полноценных мюзиклов, из них шесть — с музыкой народного артиста России композитора Геннадия Гладкова и один с музыкой белорусского композитора Елены Атрашкевич. "Страсти по Тилю" — восьмая постановка. Есть еще несколько мюзик-шоу и театрализованных концертных программ. В той, которую зрители увидят на закрытии сезона 13 июля, а называется она "Синема-шоу: песни любимого кино", будет звучать музыка и Гладкова, и других авторов.



— Судя по сегодняшней репетиции, средний возраст артистов вашего театра — где-то в районе 25 лет. Так?


— Так. Коллектив молод и душой, и по возрасту. В этом сезоне труппа очень сильно обновилась, пополнилась воспитанниками белорусских творческих учебных заведений. Только что к нам пришли по распределению две выпускницы БГАИ. Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович вливают свежую кровь, ищут новые таланты, тех, кто хочет работать именно в жанре мюзикла.


— У театра сложился репертуар, штат, появилось свое лицо. Чего нет, так это своего здания: спектакли идут во Дворце культуры профсоюзов. А выезжаете ли вы за пределы Минска?


— Постоянно. Гастроли — важнейшая часть нашей работы. Много ездим по Беларуси, нас тепло встречают в России и Латвии. Ближайшие гастроли запланированы в Калугу. Вот отыграем премьеру "Страстей по Тилю" — и вперед!


Светлана ШИДЛОВСКАЯ.

Фото Сергея Шелега.

Агентство "Минск-Новости". 2 июня 2017 года.