А к вам сватался гусар?
30.11.2013

Все более популярными в столичных театрах становятся спектакли в жанре мюзикла. Именно эти постановки в последние несколько лет пополнили репертуар ведущих храмов искусства нашей страны. "Спрос рождает предложение" — вот уж где действительно не ошиблись маркетологи. Волей-неволей становлюсь случайным свидетелем бесед потенциальных зрителей с кассирами в точках продажи билетов. О чем спрашивают? Точнее — какие вопросы для выбора постановки задают люди? В большинстве своем минчане — образованные зрители. На спектакли ходят не от нечего делать, а на конкретную постановку, режиссера, актера. А этот факт, знаете ли, стимулирует создателей сценического действия к упорному труду и мотивирует к сотворению новых спектаклей.


Вот и ведущие артисты Белорусского государственного академического музыкального театра во главе с режиссером Анастасией Гриненко попали в негласный список любимчиков белорусских зрителей. Сплоченная команда (как известно, режиссеры предпочитают работать с проверенными актерами) организовала творческое объединение "Территория мюзикла" Театр Геннадия Гладкова". Сезон открыли премьерой мюзикла-водевиля "Сватовство гусара".


Веселая, искрометная, легкая постановка в сценической версии белорусского коллектива несколько отличается от оригинальной версии кинопостановки Гладкова. Автор либретто и режиссер-постановщик в одном лице Анастасия Гриненко осовременила, так сказать, известное произведение. В первые минуты действия складывается впечатление, что труппа не успела подготовить сцену к спектаклю. Декорации и реквизит находились в сундуках, костюмы — на вешалках, да еще и исполнители главных ролей накануне премьеры решили уволиться — из-за низкого гонорара. А монтировщик сцены и вовсе был пьян. Девушка, которая должна была вести спектакль, то есть сообщать актерам, когда их выход, вдруг заторопилась домой. Признаться, этакий перформанс многие зрители приняли за правду. И, недовольно бурча, чуть было не собрались покинуть зрительный зал. Но велика сила искусства: выдержанные сценические паузы не затянулись, и действие началось. Точнее — продолжилось. Ведь вся эта закулисная неразбериха и была началом премьерной постановки. "Играем в водевиль!" — радостно продекламировали артисты.


Интрига этой занимательной театральной истории одновременно закручена и проста. Лихой гусар Налимов пламенно влюбился в Лизу, дочь ростовщика Лоскуткова. Но бедняга и в страшном сне не мог вообразить, до какой степени жаден его будущий тесть. Вместо того чтобы дать приданое за единственной дочерью и порадоваться ее счастью, расчетливый скряга выставляет жениху условие — выкупить Елизавету из домашнего плена за весьма значительную сумму. А как водится, настоящие гусары благородны, но бедны, поэтому Налимову и его друзьям выручать прекрасную девицу приходится ловким обманом. Они вовлекают алчного старика в хитроумную финансовую комбинацию.


В Беларуси "Сватовство гусара" поставили впервые, тогда как на постсоветском пространстве на протяжении десятилетий это действие пользуется успехом. Песню, которая проходит лейтмотивом через всю постановку, "Ой, деньжата, денежки — слаще пряника, милее девушки" при случае с завидной периодичностью напевают и создатели мюзикла, и зрители. То ли песня так хороша, то ли время такое!..


Великий подарок для зрителя — увидеть любимого артиста в новой роли и… не узнать. Не только потому, что костюмчик хорошо сидит, не узнать его натуру, нутро, если хотите, потому что он проявил профессионализм — перевоплотился, вжился в образ. Именно такими, новыми, в спектакле "Сватовство гусара" предстали перед поклонниками любимчики актеры. Амплуа — это своего рода визитная карточка каждого, кто работает на сцене. И если нарекли тебя учителя героем-любовником, то таким тебя и будет знать публика. И как же трудно порою тем, кто живет профессией лицедея, переубедить аудиторию и разучить ее думать стереотипами. В творческом объединении "Территория мюзикла" это возможно. Не верите? Приходите и убедись, как знакомые вам опереточные артисты перевоплощаются… в драматических героев.


Новаторским в премьере "Сватовство гусара" было многое. Трудно не заметить, насколько важно для труппы мнение зрителя. Видимо, по этой причине многие штампы, облегчающие работу постановщика, режиссер Гриненко напрочь забыла и таки удивила столичных театральных гурманов. Легкость и доступность общения со сцены были вознаграждены щедрыми и продолжительными аплодисментами публики.


P. S. И что-то мне подсказывает, что присутствующие в зале барышни после действия задались-таки вопросом: а сватался ли к ним гусар?


Анна МАЛУШЕНКО.

Фото Анжелики Грекович.

"Белорусская военная газета. Во славу Родины". 30 ноября 2013 года.