Без побочных эффектов
22.03.2018

Бродвейский мюзикл на белорусской сцене: как театр Геннадия Гладкова готовится к амбициозной премьере


Премьеру революционного бродвейского мюзикла "Недалеко от нормы" (Next To Normal) представит 28 марта Театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла" на сцене Республиканского дворца культуры профсоюзов. Пьеса и стихи Брайана Йорки, музыка Тома Китта: старый добрый рок, помноженный на традиционную для Бродвея манеру пения, белтинг, — и все это в русскоязычной версии, на белорусской сцене.


В центре сюжета — женщина, страдающая биполярным расстройством, и ее взаимоотношения с близкими. Чтобы было понятнее, биполярное расстройство — новое и деликатное название маниакально-депрессивного психоза (например, широко известно, что им страдает актриса Кэтрин Зета-Джонс). Резкие смены настроения, от тоски до взвинченности, сменяемые периодами психического здоровья, множество сильнодействующих препаратов, также оказывающих влияние на поведение, — именно такую картину демонстрирует нам главная героиня Диана Гудмэн в исполнении Светланы Мациевской.


— Этот мюзикл расширил рамки жанра и в свое время произвел революцию на Бродвее, — рассказала художественный руководитель театра Геннадия Гладкова и режиссер-постановщик спектакля Анастасия Гриненко. — В нем говорится о серьезных проблемах, о вещах, которые ранее были табуированы, — психических заболеваниях. Мы изучали тему сами, консультировались с профессиональными психиатрами. Да и при переводе возникали самые разные нюансы, в том числе в части медицинских терминов. Есть в спектакле такой замечательный номер, где на мотив известной песни поется список лекарств, а потом звучит перечень побочных эффектов. И все это еще и рифмуется!



Шоу выдержало на Бродвее более 700 постановок, имеет в активе три премии "Тони" и одну Пулитцеровскую. То есть перед нами то, чем сейчас дышит сегодняшняя американская театральная среда. Герои остры на язык, отличаются мрачноватым чувством юмора, переходящим в постмодернистский сарказм. И трудная тема в легком жанре звучит неожиданно ярко.


Белорусы ставят спектакль по официальной лицензии, помощь в получении которой оказало Посольство США. "Территория мюзикла" получила право на авторскую интерпретацию, собственную сценографию (художник Андрей Меренков отталкивался от образа детского рисунка), которая осложняется кинематографическим принципом монтажа сцен. В то же время на подмостках согласно оригинальной версии мюзикла вместе с артистами находится рок-группа, и все музыкальные номера идут в режиме живого звука, без использования фонограмм.


Сам материал, помимо трудностей адаптации американских реалий к белорусскому восприятию, достаточно сложен психологически. Так, Анастасии Гриненко, стремившейся к максимально достоверной игре актеров, действительно пришлось выяснять у психиатра-нарколога, как ведет себя больной человек, находящийся под действием конкретных лекарств. Ведь главная героиня принимает ряд препаратов, эффект которых был режиссеру неизвестен. Дети-подростки (Полина Добровольская и Артем Пинчук), бойфренд дочери, употребляющий наркотики (Эрик Абрамович), муж, не понимающий свою супругу (эту роль воплотил руководитель театра, хореограф и артист Дмитрий Якубович).


Кроме того, артистам, а многие из них драматические актеры, не имеющие музыкального образования, пришлось не только разучивать партии "с ушей", но и приспосабливаться к специфической технике англо-американского вокала, используемой в бродвейских шоу. Чтобы научить белорусов белтингу, в Минск специально приезжал Эндрю Берн, один из известных педагогов Нью-Йорка.


Ирина ОВСЕПЬЯН.

Автор фото: Евгений Колчев.

Народная газета. 22 марта 2018 года.