Какие премьеры минские театры представили к закрытию сезона 2015/2016
20.06.2016

Премьерные спектакли июня — в обзоре корреспондентов агентства "Минск-Новости".



"Любовь и смерть", Большой театр Беларуси


Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси завершает 83-й сезон премьерой спектакля "Любовь и смерть" на музыку азербайджанского композитора Полада Бюльбюль оглы. Постановку доверили молодому хореографу Ольге Костель. В основу балета лег древнетюркский эпос — "Книга моего Деда Коркута". Это история любви молодого юноши Азера и девушки Байджан.


— Любовь и Смерть как две стихии — белая и черная, которые всегда присутствуют в жизни человека, определяя его поступки. И мы не можем повлиять на них. Помимо истории любви я решила рассказать о культуре и событиях того времени, — пояснила постановщик свое прочтение произведения.


«Любовь и смерть», Большой театр Беларуси


Партии главных героев исполняют несколько составов: семь Азеров и шесть Байджан. Для молодой балерины Виктории Тренкиной это первая большая роль.


— Во время репетиций педагоги шутили, что у меня есть восточные корни. Много работала над образом. Важно было провести и не потерять эмоциональную линию через весь спектакль, а это непросто. Хотя я достаточно быстро освоила хореографию, сложности возникли с дуэтными танцами, — рассказала Виктория о подготовке к премьере.


На протяжении всего действия на сцене находится огромное древо жизни — это основная декорация (сценография Александра Костюченко). В зависимости от сюжетной линии оно меняет цвет: от насыщенно-зеленого до багрово-красного. В финале дерево расцветает, символизируя этим вечную любовь.


Ближайший показ спектакля "Любовь и смерть" 28 июня.

"Клеопатра", Белорусский государственный академический музыкальный театр


«Клеопатра», Белорусский государственный академический музыкальный театр


Сцена радует глаз: красочные декорации Инары Аслановой (Азербайджан) грамотно подсвечиваются, полуобнаженные танцовщики кажутся сошедшими со знаменитых египетских фресок. В первом акте балета Гельсят Шайдуловой мы видим Клеопатру-власть, во втором — Клеопатру-любовь. В заглавной роли — восходящая звезда Музыкального театра Александра Раковская. Стареющего, но еще величественного Юлия Цезаря сыграл Сергей Глух, а пылкого Марка Антония — Тимофей Войткевич. Персонажей в спектакле очень много — гораздо больше, чем танцовщиков труппы классического балета. Амазонки, пастухи, бедуины, жрицы, легионеры, виноградари, сатиры, весталки… Артисты переодеваются помногу раз, сцена густо населена, мы и впрямь окунаемся в атмосферу Древнего Египта.


Зрелищность постановки обусловлена музыкой Гельсят Шайдуловой (Россия), словно наполненной солнцем и ветром. Шайдулова — автор симфонических и камерных произведений, она сочиняет песни, романсы, хоровые циклы, музыку для детей… А вот балетов пока не было. "Клеопатра" — первый. Задача перед композитором стояла сложная: и восточный колорит привнести, и уйти от архаики.


Появление в Минске балета "Клеопатра" инициировано Музыкальным театром. Это можно назвать рискованным экспериментом, а можно "безумством храбрых". Ведь предыдущая хореографическая постановка, в которой действует Клеопатра, относится к началу ХХ в, когда по заказу Дирекции императорских театров Антон Аренский написал балет "Египетские ночи", а Сергей Дягилев свозил его в Париж.


— В прошлом году вместе с директором Александром Петровичем мы отправились в Москву, где и состоялось наше знакомство с композитором, профессором ГИТИСа Гельсят Шайдуловой, — рассказал худрук Музыкального театра Адам Мурзич. — Знакомство продолжилось постановкой в нашем театре мюзикла Шайдуловой "Приключения Кая и Герды" ("Снежная королева").


— Получив от минского театра предложение написать "Клеопатру", я сразу же согласилась, — вступает в разговор заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова. — И тут же стало страшно: раньше я в таком жанре не работала. Силы мне придало то обстоятельство, что театр пригласил ставить балет народную артистку Азербайджана Медину Алиеву.


С хореографом Алиевой БГАМТ начал сотрудничать шесть лет назад. Бакинка участвовала в воплощении на сцене белорусского театра азербайджанской классики — комедии "Аршин мал алан", а в начале 2013-го поставила балет "Тысяча и одна ночь". И вот — новый международный проект.


— Долго искала такой хореографический стиль, чтобы у зрителя появились ассоциации с рисунками на египетских вазах, — говорит балетмейстер. — В качестве фирменного знака спектакля были выбраны так называемые ломаные позы.


Фирменным знаком можно назвать и то обстоятельство, что большинство создателей "Клеопатры" — женщины. Великолепна работа оркестра — так много сил в спектакль вложила дирижер-постановщик Марина Третьякова. Нет сомнений, Шайдулова, Алиева, Третьякова, Асланова и Раковская попали под обаяние царицы цариц и отдали ей дань своим искусством…


Премьера состоялась 9 июня, посмотреть спектакль можно в новом театральном сезоне.

"Голубой щенок", театр Геннадия Гладкова "Территория мюзикла"


«Голубой щенок», театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»


Композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин написали мюзикл "Голубой щенок" в год 40-летия одноименного советского мультфильма. Сюжетные коллизии строятся вокруг конкурса красоты для зверей. Хореографию к спектаклю создает лауреат международных конкурсов, артист и руководитель "Территории мюзикла" Дмитрий Якубович:


— Гладков и Энтин изъясняются эзоповым языком. В "Голубом щенке" есть пародия не только на гламур, но и на все наше современное общество. Взрослые узнают в некоторых персонажах знакомые типажи современной поп-культуры и оценят тонкий юмор авторов, самую юную публику заинтересуют экзотические звери и красочность всего действа, а школьники увидят в этом спектакле приметы своей жизни — зависимость от социальных сетей, одобрения окружающих.


Главную роль в мюзикле исполнят Александра Войцехович и Илона Казакевич.


— Мы создаем новое произведение, которое еще нигде не ставилось. Не одно поколение выросло на мультфильме "Голубой щенок", на пластинке с песнями из него, где персонажей озвучивали Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих, Михаил Боярский, Александр Градский, которые не просто хорошо пели, а играли голосом, — говорит режиссер-постановщик мюзикла Анастасия Гриненко. — Поэтому у наших артистов сложная задача: не только следовать ноте партитуры, а искать и находить те особенности интонации, которые помогут выразить характеры персонажей.


Премьера 20 и 29 июня на сцене Дворца культуры профсоюзов.

"Дети Ванюшина", Белорусский государственный молодежный театр


«Дети Ванюшина», Белорусский государственный молодежный театр


Приглашенный режиссер-постановщик Виктория Луговая (Россия) обратилась к первой и самой сильной пьесе Сергея Найденова, которой исполнилось 115 лет. Театр ничего не поменял в тексте, но одел актеров в джинсы и толстовки.


Итак, Ванюшин — человек дела. Из тех, кто участвует в бесконечной гонке за успехом, а семью оставляет на жену, нянек, гувернанток. А когда дети вырастают, с ужасом обнаруживает, что наплодил нравственных уродов. Побежал в церковь отмаливать грехи, попытался впервые поговорить с детьми по душам… Увы, увы…


— Такая драматургия театру нужна как воздух, только на ней можно расти и развиваться. Роль Ванюшина, который, приблизившись к порогу старости, осознал, что упустил самое главное — семью, потребовала от меня больших эмоциональных затрат. Думаю, так могут сказать и другие участники спектакля. Я переживаю за его судьбу, потому что это не шоу, а серьезный разговор. Последнее время мы редко ведем такие разговоры. Мы вообще стали мало говорить друг с другом и, как и Ванюшин, постоянно "заняты делами", боимся отстать, не успеть, не поймать, не выиграть… — говорит исполнитель главной роли Александр Шаров.


Александр Шаров в роли Александра Егоровича Ванюшина


За и против: хороший спектакль, отсылающий к проверенным русским театральным традициям, с умеренной долей модерна, но при этом требующий больших эмоциональных затрат от участников спектакля по обе стороны рампы.


Ближайший показ 23 июня.

"Пеликан", Республиканский театр белорусской драматургии


«Пеликан», Республиканский театр белорусской драматургии


Художественный руководитель театра Александр Гарцуев поставил пьесу известнейшего шведского писателя, драматурга Августа Стриндберга. Жанр спектакля обозначен как ода преступной страсти. Будьте готовы к серьезному диалогу.


Премьера 22, 23 июня.



Подготовили Инна КОРСАК, Светлана ШИДЛОВСКАЯ, Ирина ЮДИНА.

Фото предоставлены театрами.

Агентство "Минск-Новости". 20 июня 2016 года.