Я живой! (Но это не точно)
Мюзикл «Next to normal» явление для своего жанра нетипичное. Творение либреттиста Брайана Йорки и композитора Тома Китта поднимает проблему психических расстройств на примере одной «стандартной» американской семьи — мать-отец-сын-дочь, чья жизнь изо дня в день разрушается болезнью матери. Мюзикл, не ударяясь в излишнюю мрачность, рассказывает о наркотиках, самоубийстве, скорби и подчас жестоких методах современной психиатрии.
История о женщине с биполярным расстройством впервые увидела свет в 2008 году и сразу же получила множество наград (в том числе Пулитцеровскую премию, став одним из десяти музыкальных спектаклей, удостоенных такой награды, за всю историю ее существования) и звание лучшего мюзикла 21-го века за свой честный подход к поднимаемым темам.
Постановки данного мюзикла осуществлялись по всему миру в самых разных странах: Германия, Корея, Южная Африка, страны Скандинавии и даже Канарские острова. И вот, наконец, белорусский театр «Территория мюзикла» впервые представил данную постановку в лицензионном русском переводе. Стоит отметить, что для творческой команды это лишь второй бродвейский мюзикл (первым стала «Вестсайдская история» поставленная давно, еще на сцене театра музыкальной комедии), от чего решение представить публике именно эту историю выглядит действительно смелым и даже рискованным шагом.
Желая осуществить задумку, засевшую в голове еще после первого просмотра мюзикла на Бродвее, Алексей Гриненко, один из переводчиков и продюсер, долго разбирался с лицензией (покупке которой содействовало посольство США в Беларуси) и добивался одобрения со стороны авторов проекта, ради того чтобы иметь возможность официально поставить в театре данный спектакль. Всего, с момента кастинга и до премьеры, прошло около трех лет.
Отдельно стоит отметить и сам перевод, очень грамотно выполненный с точки зрения сохранения смысла оригинала. В течение нескольких лет он совершенствовался, дополнялся и редактировался, чтобы в итоге получился максимально приближенный к английскому текст. На конференции перед спектаклем Алексей отдельно говорил даже о «сохранении рисунка рифм», что так же является признаком качественной и уважительной работы над текстом.
Большая часть труппы была сформирована из постоянных актеров театра. Для очень многих из них, как для драматических артистов, это первый опыт в мюзикловом жанре, однако это обеспечивает постановке очень сильную драматическую составляющую. А благодаря занятиям со специальным педагогом по вокалу из США, заметить в их вокале какие-то сильные недочеты не удастся при всем желании.
Уже на премьерных спектаклях, актеры просто поражают своей внутренней энергетикой, из-за которой от них просто невозможно отвести взгляд. Ты начинаешь верить в персонажей, чувствовать их с первого слома главной героини и до самого конца. За два с половиной часа ты полностью погружаешься в другую жизнь, полную крушения надежд и потери веры в лучшее, саморазрушения и, самое главное, принятия себя.
Отдельную ценность представляет так же и то, что «Недалеко от нормы» имеет свою, отличную от уже знакомой нам бродвейской, режиссуру. Все действие разворачивается в декорациях двухэтажного дома, от которого, однако, не осталось ничего, кроме каркаса. А по бокам стоят картонные фигурки улыбающейся семьи. Вот только — постойте. Почему они улыбаются как-то натянуто-жутко, а у женщины в центре перебинтованы руки?..
Подводя итоги, остается только взгрустнуть от того, что данный спектакль будет идти в театре всего год, а команде «Недалеко от нормы» пожелать удачи, теплейшего приема у публики на протяжении всего проката, и, пожалуй, покрепче закрепить декорации, для сохранения спокойствия некоторых самых восприимчивых зрителей!
Мария КЛАДИЕВА.
Фото Каролины Чернавиной.
Musecube.org. Территория творческой свободы. 24 апреля 2018 года.