+375 17 373-85-56
+375 44 763-32-07
+375 33 353-32-07
Ajax loader

Выживет ли частный театр? Рассказываем, чем важна «Территория мюзикла»

Sputnik.by
26.05.2020

Дмитрий Якубович и Анастасия Гриненко

О «Территории мюзикла», негосударственном коллективе, первом и пока единственном в Беларуси, рассказывает театральный обозреватель Татьяна Орлова.

Мюзикл в нашей стране — это двухактный спектакль на незамысловатый веселый сюжет, где переплетаются диалоги, пение, музыка, танцы. Этакая музыкальная комедия, которая раньше называлась опереттой. На родине мюзикла — в Америке и Англии — все было немного по-другому. Там в понимание жанра мюзикла включались джаз, рок, шоу, огромные технические и эстетические механизмы воздействия на публику. Это сразу же сделало его коммерческим жанром мировой сцены, а сюжет — более серьезным. Стоит вспомнить творения композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки» и «Призрак оперы». А рядом творения Джорджа Гершвина.

На территорию России мюзикл пришел поздно, а в Беларусь еще позже. Наш музыкальный театр не очень решительно уходил от привычной оперетты. О больших материальных, людских и музыкальных затратах на качественный мюзикл оставалось только мечтать.

В 2000 году на сцене Государственного музыкального театра Республики Беларусь появился необычный художественный проект — мюзикл-шоу «Автограф». Праздновалось 35-летие творческой деятельности ведущего солиста театра Арнольда Ранцанца. Он уговорил поучаствовать выпускников Академии искусств, редкого в наше время набора «актер музыкального театра». Мастером-педагогом был Борис Второв — он готовил ребят для Музыкального театра, где сам работал. На курсе давно выделялись брат и сестра Анастасия и Алексей Гриненко. Сестра тяготела к режиссуре. Брат определился не только как актер, но и специалист по пластике. Также знаток нескольких иностранных языков и отличный переводчик. Такая находка для курса — редкость. Вот почему после выпускных экзаменов говорили, что в музыкальный театр мог прийти минитеатр со своим полноценным репертуаром. Увы, этого не произошло: театр в те времена побоялся довериться молодежи.

Дважды сыгранный на сцене «Автограф» прошел с огромным успехом, но, к сожалению, руководство театра не включило его в свой репертуар. И это при том, что деньги на постановку были найдены у спонсоров. Кроме сложных музыкальных номеров и остроумной выдумки постановщика Анастасии Гриненко спектакль порадовал сочетанием старой и новой оперетты. Привычные штампы и традиционность исполнения не были заметны и не бросались в глаза, когда танцевал Дмитрий Якубович, пела купаловская актриса Юлия Шпилевская, демонстрировали незаурядное драматическое мастерство Илона Казакевич и Екатерина Дегтярева.

Если хороший режиссер — для любого театра явление судьбоносное, то в опере и оперетте это «товар не просто штучный», а уникальный. История жанра мюзикла в мире насчитывает не более десятка известных имен. Себя на музыкальной сцене могут пробовать многие, но успех сопутствует далеко не всем. На этот раз можно говорить о том, что Государственный музыкальный театр заполучил молодую талантливую творческую личность.

Анастасия Гриненко проработала некоторое время в Музыкальном, а потом вместе с мужем Дмитрием Якубовичем решили создать собственное дело — коллектив «Территория мюзикла». Поступок был смелым, сочувствовали многие, но не рискнули покинуть стены репертуарного государственного театра.

Руководитель «Территории мюзикла» Дмитрий Якубович и режиссер-постановщик Анастасия Гриненко

На первых порах ребятам очень помог известный российский композитор Геннадий Гладков. Он взял над ними шефство. В репертуаре театра зазвучали мелодии уважаемого маэстро. Площадкой для спектаклей стала сцена Республиканского дворца культуры профсоюзов. В качестве сценографа помогал художник Андрей Меренков. Творческий тандем Гриненко—Якубович принципиально решил осваивать жанр мюзикла, хотя возможности для этого, мягко говоря, были и есть очень скромные.

С огромным успехом прошли в театре кинематографические хиты «Страсти по Тилю», «Обыкновенное чудо»«12 стульев», «Собака на сене», «Сватовство гусара».

Алексей ГриненкоАлексей Гриненко уехал жить и учиться в США, написал диссертацию, стал педагогом, но интереса к мюзиклу не утратил. Занялся переводом бродвейских мюзиклов и надеялся, что они зазвучат в Минске. Несколько лет назад мечта осуществилась. Бродвейское шоу «Недалеко от нормы» пришло к белорусской публике. Впервые со сцены музыкального театра заговорили о душевных переживаниях больного человека. На раздвоение личности, на проблемы в семье взглянули с оптимизмом, раздвинули представление зрителей о том, какие темы доступны жанру мюзикла.

Меломанам известно, что это произведение американцев Брайана Йорки и Тома Китта было удостоено Пулитцеровской премии «За расширение возможностей и тематики жанра мюзикл». С помощью переводчика и консультанта Алексея Гриненко наш театр получил официальное право на авторскую интерпретацию. Исполнители осваивали специфическую технику англо-американского вокала. Белорусская версия имела успех у зрителей и получила в 2018 году Национальную театральную премию. Изюминкой спектакля явилось живое музыкальное сопровождение рок-группы.

Новый для страны проект «Территория мюзикла» расширял свою территорию, решившись создать stand-up-мюзикл «Карманный театр» и детский коллектив-студию.

Всем известно, что музыку для детей сочинять трудно, записывается ее мало, но она пользуется устойчивым спросом у молодых родителей. В какой-то мере это является грамотным продюсированием, если молодой коллектив хочет развиваться вширь. Натолкнули на мысль сам композитор Геннадий Гладков и родительские заботы Анастасии Гриненко.

Театр работал над мюзиклом «Сватовство гусара», используя ремейк музыкального фильма, в котором блистали в советское время Михаил Боярский и Елена Коренева. Перенося киносценарий на театральные подмостки, Анастасия Гриненко написала оригинальное либретто, оставив тонкую иронию стихов Юлия Кима и прекрасные мелодии Геннадия Гладкова. А дальше вспомнила про их же детский мюзикл по мотивам повести малоизвестного у нас шведского автора. Это был полный юмора музыкальный спектакль для семейного просмотра. Песни из него до сих пор живут в музыкальных сборниках для детей.

Вот как рассказывает об этом сама Гриненко:

— Когда моя дочка была маленькой, нам нравилось слушать песни из «Иохима Лиса», но что это за «лис» такой, я не имела понятия. Уже после нашего знакомства с композитором Геннадием Гладковым он как-то включил записи с песнями и сказал: «У меня есть всеми забытый, но очень хороший детский материал». Это и был «Иохим Лис». Когда мы, наконец, по крупицам собрали пьесу, оказалось, в ней присутствует не только мелодичная музыка, но и неожиданный сюжет, ведь большинство сказок, которые идут в театрах, всем известны, а здесь — совершенно новая история. Никто не знает, что будет дальше. Добавляет шарма спектаклю неисчерпаемый юмор стихов Юрия Энтина, которые понравятся не только детям, но и их родителям.

Задумывать в наше время новые образовательные проекты очень непросто. Коллектив театра с аншлагами играл репертуар, насыщенный мировыми хитами 1970—2000 годов: Мадонны, Майкла Джексона, Джона Леннона, «Queen», «Eagles», «Boney M», «Baccara», «Pink Flоyd», а также Аллы Пугачевой, Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, бит-квартета «Секрет», ВИА «Песняры», «Земляне».

Спектакль Недалеко от нормыПублика в зале охотно подпевала. «Недалеко от нормы» — бродвейский мюзикл был принципиально новым, а следом для детей задумали «Новогоднюю битву магов» — еще одну образовательную серию для детей. Приступили к приобретению авторских прав американской компании на «Маленький магазинчик ужасов».

Ситуация с пандемией приостановила работу коллектива. Пока удалось выложить в интернет задорную песню «Атас» про Глеба Жеглова и Володю Шарапова, которую исполняет Сергей Жаров вместе с тремя маленькими музыкантами. Один из них настолько маленький, что певец уносит его со сцены на руках.

Долгое время «Территория мюзикла» выживала за счет гастролей в Литве, Латвии, России. Сорвались две постановочные работы в театрах Якутии и Кузбасса. Наполовину сделанные спектакли пришлось остановить до неизвестных сроков.

Театр оказался в трудном положении, так как не имеет своей базы. Аренда очень дорогая. К сожалению, деятельность частных театральных коллективов приравнивается к работе обычных коммерческих организаций. Однако им выйти на уровень прибыльности очень сложно. А люди, имеющие серьезные финансовые средства, вкладывают их в другие ценности.

Обидно, что мы мало гордимся своими талантами. Между тем, если ты прославляешь свою страну за ее пределами, страна должна помогать тебе. Надежный друг коллектива «Территория мюзикла» композитор Геннадий Гладков сейчас сам находится в сложном положении, так как живет с авторских отчислений. Не менее удивительно, что Федерация профсоюзов Беларуси, защитник трудящихся, в чьем ведении находятся прекрасные площади Дворца профсоюзов, никак не снижают суммы аренды. Коллективу необходима государственная поддержка в эти дни.

Источник sputnik.by:

Выживет ли частный театр? Рассказываем, чем важна »Территория мюзикла»
автор: Татьяна Орлова
 
Поделитесь новостью с друзьями