Тиль пришел к нам
Фишки афишки. Короток плащ его дорожный, крепок кулак, шаги легки. Пеплом Фландрии безбожной густо покрыты башмаки…
Премьера шутовского рок-мюзикла «Страсти по Тилю» состоится 12 июня на сцене Дворца культуры профсоюзов. Свою новую постановку представляет один из самых молодых минских театров — творческое объединение «Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла».
— Тиль Уленшпигель, герой фламандских и немецких сказаний, известен прежде всего по роману Шарля де Костера, — говорит режиссер-постановщик Анастасия Гриненко. — В середине 1970-х имя Тиля громко прозвучало в СССР благодаря режиссеру театра «Ленком» Марку Захарову, который заказал драматургу Григорию Горину пьесу про Уленшпигеля. Музыку Геннадий Гладков и стихи Юрий Энтин и Евгений Евтушенко писали, когда уже шел репетиционный процесс. Что касается нашего спектакля, то он в определенной мере оригинален, хотя драматургический материал, естественно, связан с той давней постановкой, которой уже нет в репертуаре «Ленкома».
Анастасия Гриненко сделала свою редакцию пьесы Горина. В Москве шел драмспектакль с музыкой, а в Минске будет настоящий рок-мюзикл, хотя и в «шутовском колпаке»: много зонгов и пластических метаморфоз, над которыми поработал хореограф и исполнитель ролей Тиля и Клааса Дмитрий Якубович. Сценограф Андрей Меренков сделал тонкую стилизацию под творчество Питера Брейгеля. Костюмы создала художник Татьяна Лисовенко.
Тиль материализует мечту об истинном герое — человеке острого интеллекта и социальной отваги. Поэтому «Страсти по Тилю» — не только зрелище, но и злободневность. Это театральное размышление на тему выбора общественной позиции и типа общественного поведения в непростых исторических реалиях. О том, что Тиль «не отправлен в утиль», говорит хотя бы тот факт, что его можно сегодня встретить на театральных подмостках Европы. А в России, например, спектакли «Тиль» и «Страсти по Тилю» идут в Вологде, Липецке и Орле.
Кстати
В середине 1970-х белорусский композитор Евгений Глебов создал балет «Тиль Уленшпигель». Долгое время он шел в нашем театре оперы и балета в постановке Валентина Елизарьева, претерпел три редакции. Балет ставили также во Львове и Ленинграде.
Светлана НИКОЛАЕВА.
«Вечерний Минск». 8 июня 2017 года. С. 16.