Театр с «подвохом»: религиозные страсти и дерзкие тексты о свободе
На сцене Дворца культуры профсоюзов зажглись костры средневековой инквизиции и зазвучала рок-музыка. Театр «Территория мюзикла» показал премьеру шутовского рок-мюзикл «Страсти по Тилю». О премьере и умении театра выживать в условиях экономического кризиса рассказала режиссер-постановщик спектакля Анастасия Гриненко.
Не сложно догадаться, что частному театру финансово тяжело на общем рынке развлечений, отражается ли как-то ваша «не государственность» на отношении зрителей, СМИ, коллег по сцене?
С позиционированием в театральной среде вопросов не возникает. В нашем коллективе задействовано много актеров из разных минских театров. Люди звонят и приходят на прослушивания, хотят работать с нами.
Со зрителем все немного сложнее. За последние лет 20 практически не возникало новых театров. Не говоря уже о «негосударственных». Во времена СССР таких вообще не существовало, и у зрителя сложилось мнение, что государственное — это хорошо, не государственное — значит, есть какой-то подвох. Очень сложно в сознании зрителя ломать этот стереотип.
Но театр — это не тот бизнес, на котором можно много заработать. Естественно, у государственных коллективов более широкие возможности. Как в плане финансирования постановок, так и в плане гастролей. Нам никто зарплату из бюджета не платит — работаем только на самоокупаемости. Продали билеты на спектакль — оплатили работу коллектива. Но мы прекрасно знали, на что шли, и не хотели сидеть у кого-то на шее.
Такая финансовая независимость, наверное, дает и свободу в выборе тем? Что увидят зрители в премьере «Страстей по Тилю»?
В отличие от гостеатров, мы можем себе позволить делать в искусстве то, считаем нужным. Пьесу «Страсти по Тилю» драматург Григорий Горин написал очень аккуратно, не в лоб, и поднял в ней остро злободневные темы. Это не сиюминутное разжевывание политической ситуации, а общечеловеческие вопросы. Именно рассуждения авторов о природе человека, любви, ненависти, ревности, предательстве, верности убеждениям и компромиссах с совестью, внутренней свободе и несвободе, о том, как человек слаб и как он силен, и сделали этот спектакль актуальным на долгие годы вперед. И название пьесы «Страсти по Тилю» не случайно. Страсти — жанр христианской музыки, основанный на евангельских текстах. Мы разворачиваем историю предательства Христа Иудой в своем сюжете. У нас это противостояние заклятых друзей Рыбника и Тиля, поиск грани между компромиссом и предательством. Но при этом, мы не расставляем жестких акцентов: вот тут черное, а тут белое. Все как в жизни.
Историческая справка. В 1974 году шутовская комедия «Тиль» открыла новую, современную эру московского театра Ленком, почти на два десятилетия стала бешено популярной в среде интеллигенции и зажгла «звезды» Николая Караченцова и Инны Чуриковой. Только назначенный в театр молодой режиссер Марк Захаров в поисках интересного материала для постановки решил обратиться к произведению Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Уже первые написанные Гориным по мотивам романа страницы новой пьесы оказались настолько удачными, что режиссер в нетерпеливом предвкушении начал репетиции с актерами.
Действие спектакля происходит во Фландрии XVI века. «Страсти по Тилю» исторически достоверны?
В спектакле сочетаются современность и историческая эпоха. Это мюзикл о современных людях, но в Средневековье. Соединение эпох идет и на сюжетном, и на визуальном уровнях. Фландрия воюет с Испанией, поэтому в основе лежит микс современного стиля «милитари» с отсылками к эпохе Возрождения и полотнам Брейгеля. Спектакль не бытовой. Страсти довольно условный жанр, тем более это рок-мюзикл, поэтому даже в костюмах и декорациях много метафор, условностей и контрастов. В постановке много музыкальных номеров, комментирующих ситуацию, так называемых «зонгов», что характерно для рок-мюзикла. Они требуют быстрых перемен декораций и большого свободного пространства для развернутых хореографических сцен. Поэтому сценография у нас мобильная и в духе минимализма.
Не боитесь, что современное прочтение отпугнет зрителя?
Сейчас мы наблюдаем тенденцию — в театр ходит в основном старшее поколение, мало спектаклей создается для молодой аудитории, особенно в музыкально-сценических жанрах. И мы как раз хотим, чтобы мюзикл «Страсти по Тилю» стал такой премьерой, которая всколыхнула бы интерес молодых, активных людей к театру. Когда ты молод и кровь кипит, у тебя на уме любовь, страсти, ты ищешь свою жизненную цель, вырабатываешь жизненную позицию. С этой точки зрения «Тиль» как раз будет очень актуален. А для театралов со стажем наш спектакль станет поводом поразмышлять о важных человеческих вопросах и возможностью еще раз встретиться с творчеством знаковых личностей в отечественной культуре — Гориным, Гладковым, Кимом…
Следующий показ рок-мюзикла «Страсти по Тилю» в этом театральном сезоне состоится 10 июля на сцене Дворца культуры профсоюзов.
Текст — Александра Горячко, фото — Анжелика Грекович.
«Журнал Bycard». 19 июня 2017 года.