Рок-опера для космонавтов
В Минске впервые поставили «Страсти по Тилю» — тот самый спектакль-легенду, после которого Николай Караченцов и Инна Чурикова проснулись знаменитыми.
История рок-мюзикла началась в 1970 году. Тогда молодой режиссер Марк Захаров, только что назначенный в «Ленком» (Московский государственный театр имени Ленинского Комсомола), пришел в гости к драматургу Григорию Горину и попросил сочинить «невероятную пьесу». Горин недолго думая тут же вставил лист в пишущую машинку и выбил на бумаге «Страсти по Тилю». А затем принялся за спектакль по мотивам романа «Легенда об Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля Де Костера.
«В СССР страстей нет!»
Для середины семидесятых история Тиля стала чем-то из ряда вон. Кстати, тогда постановка называлась просто «Тиль»: советским цензорам не понравилось слово «страсти». Мол, «Какие такие страсти? В Советском Союзе их нет!» Забавно, что за всем этим они не увидели главного: спектакль высмеивал чиновников.
«Без «Тиля» — не полетим!»
За билетами на «Тиля» стояли как за импортными сапогами: очередь в театральную кассу занимали с вечера. Билеты разметали за считаные минуты, за ними охотилась вся Москва. Слух о дефицитном спектакле быстро дошел до космонавтов. Дело было незадолго до их отправки в космос. «Пока нам не покажут «Тиля» — никуда не полетим!» Космонавты считались небожителями, отказать им не могли. Но поскольку билетов действительно уже не было, театру пришлось устроить дополнительный закрытый показ.
Без голоса
После каждого спектакля Караченцов терял голос: слишком много текста, да еще и на эмоциональном надрыве. Он сложно и долго восстанавливался — ровненько до следующего выхода на сцену. Одно время актер даже решил уйти из профессии. Но обошлось: специальная дыхательная гимнастика помогла. Кстати, Николай играл Тиля больше 15 лет. Только в начале девяностых артист ушел с этой роли, решив, что уже слишком стар для нее.
Забытая песня
Белорусская версия рок-оперы появилась на сцене театра Геннадия Гладкова «Территория мюзикла» — что, в общем, вполне закономерно: ведь именно Геннадий Игоревич написал музыку к спектаклю. Чем минская постановка отличается от классической?
— Во-первых, в «Ленкоме» «Тиль» — драматический, а наш — более музыкальный, — рассказывает режиссер Анастасия Гриненко. — Во-вторых, мы сделали современные аранжировки песен. Но самое главное: в нашей постановке появились песни, которые были написаны для «Тиля» 40 лет назад, но так и не вошли в классическую версию спектакля. Так что минская публика увидела, без преувеличения, эксклюзив. Юрий Энтин, один из авторов «Тиля», как-то рассказывал, что они с Гладковым написали для постановки песню «Я больше не буду». Захаров решил, что она останавливает действие, и в спектакль ее не включил. А потом эта композиция нашлась… в записях Гладкова. В ленкомовский спектакль она уже не попала, но дальнейшую жизнь получила: ее записал Иосиф Кобзон, а сейчас она звучит в минской постановке.
СПЕКТАКЛЬ
Театр Геннадия Гладкова
10 июля, 19:00
О чем рок-опера?
Действие происходит во Фландрии в XVI веке, когда вовсю бесчинствовала инквизиция. В семье угольщика Клааса появился на свет сын Тиль по прозвищу Уленшпигель. Мальчик подрос и превратился в музыканта, путешественника, бабника и… народного героя.
Инна ПОЛЮХОВИЧ.
«Антенна — телесемь». 26 июня – 2 июля 2017 года (№ 25). С. 36.